Техники живописи и графики

Акварель

Акварель (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерного для живописной поверхности).

Акварельная техника - техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя. Акварельной краской можно создавать различные типы рисунков: - прозрачные, основанные на лессировках, без применения белил, и - кроющие, с применением белил (корпусная техника).

Главное отличительное свойство акварели - прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги. При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения. Акварель, несмотря на кажущуюся простоту и легкость рисования - сложнейшая живописная техника. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу.

В акварели существует множество художественных приемов:

  • Техника по мокрому использует растекание акварели и создает необычные цветовые эффекты.
  • Заливка - очень интересный приём в акварели. Плавные переходы цвета позволяют эффектно изображать небо, воду, горы.
  • Впитывающие свойства соли используют для получения интересных эффектов в акварели. С помощью соли можно украсить луг цветами, получить подвижную воздушную среду в картине.

Масляная живопись

Масляная живопись - разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества, а также на определенных приемах работы с красками.

Считается что:

  • масляной живописи свойственны особые возможности непосредственного выражения авторского замысла, настроения, внутренних импульсов;
  • масляная живопись позволяет создавать богатые и тонкие варианты колорита, иллюзию пространства и объема на плоскости.

Все методы масляной живописи сводятся к двум приёмам:

  1. Живопись в один прием «алла прима» (alla prima) —метод, при котором живопись ведется таким образом, что при артистическом знании дела живописцем и благоприятных условиях произведение может быть закончено в один или несколько сеансов, но прежде чем краски успеют засохнуть. В этом случае ресурсы колорита живописи сводятся лишь к тем тонам, которые получаются от непосредственного смешения красок на палитре и просвечивания их на применяемом в дело грунте.
  2. Живопись в несколько приемов — метод, в котором живописец расчленяет свою живописную задачу на несколько приемов, из которых каждому отводится специальное значение, намеренно с определенным расчетом или же вследствие больших размеров произведения и пр. В этом случае работа расчленяется на первую прописку — подмалевок, в котором задача живописца сводится к прочному установлению рисунка, общих форм и светотени, колориту же или отводится второстепенное значение, или же он ведется в таких тонах, которые лишь в дальнейших прописываниях с поверхлежащими красками дают искомый тон или эффект, — на вторую, третью и т. д. прописки, в которых задача сводится к разрешению тонкостей формы и колорита. Этот второй метод дает возможность использовать все ресурсы масляной живописи.

Пастель

Пастель (франц. pastel от итал. pastello, уменьшительное от pasta-тесто) - это техника живописи и рисования сухими, мягкими цветными мелками. Пастелью также называется произведение, выполненное в данной технике. Этот же термин применяют для обозначения красок (цветных мелков), используемых в этой технике.

Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать "колористом с линией". При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

Пастель имеет более тысячи шестисот пятидесяти оттенков. Она и в самом деле и графична, и очень живописна. В пастели соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживат зрителя ощущеним непосредственности творчества. Лучшие пастели – это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь» Отсюда – бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает.

Пастель – техника особая, уникальная, обладающая большими возможностями. Можно равным образом отнести ее и к графике и к живописи. Теоретически происхождение пастели следует относить к концу XV века, когда впервые появляется итальянский карандаш и сангина, когда пробуждается интерес к цветной линии и комбинациям нескольких тонов в рисунке. При помощи пастельных красок можно добиться самых необычных эффектов и различных оттенков – от тончайших дымчатых тонов туманного утра (в пейзаже) до динамичных, контрастных тонов и цветов, которые мы наблюдаем в природе во время грозы или в яркий солнечный день. Яркие цвета, легкость в использовании – эти качества пастели очень важно учитывать, если речь идёт о том, чтобы научить ребёнка рисовать, дать ему понятие о рисунке и живописи.

Лучшим учителем для художника – пейзажиста всегда остаётся сама природа. Художник должен научиться видеть, чувствовать цвет, уметь наблюдать игру светотени. Можно часто услышать выражения, что пастель, конечно, хороша, но с ней так сложно работать, она так пачкается. На это можно ответить тем, кто так говорит, что они лишают себя одного из высших наслаждений, которое может доставить живопись.

Пастельный мир живописи – это удивительный мир, мир безграничных возможностей.

Гуашь

В прошлом гуашь рассматривалась как материал чисто оформительский, приспособленный лишь для утилитарных нужд и единовременного пользования. Краски красивые, яркие, но не долговечные, бытовало мнение. Но это не так, и гуашь, как средство выражения самых высоких идей и чувств, еще не реализована в полной мере. Огромные возможности этого уникального материала ещё скажут свое слово в мировой живописи.

Гуашь, когда произносят это слово, рождается удивительный и ни с чем не сравнимый запах материала, как начало, как ключ к пониманию неповторимого мира, заложенного в нем. Вспоминается все, что делалось ранее в виде движения токов души и рождается возвышенное состояние, той особой художественной нирваны, называемой вдохновением. Сердце художника наполняется страстью творчества, и кажется, что тебе все по плечу. Совершается акт творения нового мира, через молитву мастера перед листом бумаги или полотном. Но чтобы так понимать и любить материал и свое дело, его необходимо знать и ценить, как самое дорогое, как соратника в многотрудном пути художника и человека.

Карта сайта
Логотип изостудии Колорит